Веселое приключение Новосибирск-Колпашево 1999

Хочу сказать о превратностях судьбы, которая закидывает порой человека в отдаленные уголки страны. Мой друг Сашка Богданов уехал жить из Москвы в Новосибирск. Причем по своему желанию. Аргумент у него был железный, Новосибирск — это тоже столица, только Западной Сибири.

Через пару лет мне стало ужасно не хватать общения с ним и я решил к нему приехать на пару недель летом со своей будущей женой, с Надюшкой.

К путешествию начали готовиться еще за полгода до него. Неспешно покупались рюкзаки, одежда, билеты. Продумывался маршрут поездки. Шла переписка с Сашкой по интернету. Договорились, что по приезду он встретит нас на своем УАЗике (буханке). В Новосибирск мы поехали поездом из-за экономии.

И вот настало время приключения. Речь поведу от первого лица. Так интереснее.

Поезд был не ахти, в нашем купе не открывались окна, было жарко. Ехать до Новосибирска 54 часа чистого времени. Разница с Москвой составляет 3 часа, поезд и время ползут в своем ритме, поэтому было немного странно, когда по нашим часам еще за день до Новосибирска в 3:30 ночи встало солнце. Немного необычно человек себя ощущает при медленной смене часового пояса.

Уже с самого начала не обошлось без приключений. Еще в Москве нам прицепили какой-то странный тепловоз, который, по словам бортпроводника «не тянул» и спустя 7 часов, безнадежно опаздывал на 1 час от расписания, на одной из станций нам его заменили. Меняли еще час. Итого, с опозданием на 2 часа мы двинулись дальше, не вписываясь в сетку движения поездов и пропуская все другие составы. За ночь вроде час нагнали, но на следующий день состав остановили на какой-то станции, причем явно не пассажирской. Оказалось, что пьяный стрелочник… Эх, Россея!, нас случайно загнали в отстойник и по каким-то, одному машинисту ведомым причинам, не могли оттуда вывезти еще часа полтора. В итоге мы должны были прибыть в Новосибирск по местному времени в 23:45, а прибыли в 3 ночи. Вышли мы на перрон — а Сашки-то и нету.

Помню это ужасное ощущение холодка по спине от мысли, что я даже не подумал записать его адрес в Новосибирске, телефон вроде помню, но еще надо междугородный код отнять, кто его знает сколько цифр в телефонных номерах, поди еще в три ночи телефон найди… Плохо я тогда еще был готов к разным непредвиденным ситуациям.  Не прошло правда и 5 минут, как появился Сашка, по обыкновению помпезно, как король без свиты, в белой рубашке нараспашку, черных спадающих штанах и с неизменной папиросой в зубах. Кто Сашку знает, тот поймет 🙂

Сашка весело подхватил наши вещи и мы пошли к УАЗику. Хотя то, что стояло на парковке, на УАЗик похоже не было вовсе. На парковке стоял «Паджеро», а я стою и глупо на него смотрю, думая шутил ли Шура с самого начала про УАЗик или просто у них «Паджеро»считается уазиком…

shura3Испугался я зря, оказалось что УАЗик забрал один приятель для поездки за грузом, а «Паджеру»оставил взамен. УАЗик по ходу пьесы еще всплывет…

Приехали мы к Сашке на городскую квартиру. Второй этаж кирпичного дома. Да, вот, забыл сказать, пока ехали от вокзала, я обратил внимание на то, что в Новосибирске не горят фонари. Нигде. (Наверняка с 99 года ситуация к текущему моменту изменилась, но тогда это казалось очень странным фактом.) Ночь стояла весьма теплая, мы прогулялись за пивом (тогда его еще продавали круглосуточно), написали мейл домой о том, что добрались нормально, только отослать забыли :))) , Сашка отправил это письмо уже после нашего отъезда из Новосиба :))). И болтали, болтали… А утром пришлось тяжело и рано вставать, поскольку конечной целью нашей поездки на тот момент была Сашкина (папина) дача.

shura2Дача находится в непосредственной середине между городками Бердск и Искитим, что соответственно где-то 40 и 60 км. от Новосибирска. Искитим, кстати, в переводе с тюркского означает «яма», город действительно расположен как-бы в чаше, что хорошо заметно с трассы.

Недалеко от Искитима протекает речка Бердь, в которой мы немедленно по прибытию на дачу искупались. Речка мелкая, почти везде по-грудь — по шею. Вода однако теплая 🙂 и чистая. Домик, где мы жили, находился в 200 метрах от воды. День прибытия ничем в целом не запомнился, уставшие легли спать, и спали, спали, спали… Даже почти не пили. На следующий  день Сашка творил чудеса. Из полузатопленного морского контейнера был извлечен катер, водные лыжи и крепкая веревка. Ну вы понимаете, что можно делать имея такой набор причиндалов… Про спас жилет мы тоже подумали. Но брать не стали 🙂 на всякий случай. В юности все кажется безобидным развлечением, а с возрастом, даже шлем катаясь на велосипеде надеваешь… 🙂 Заправились и покати…, покурале…, поплы…, нет, все не то. Это надо было видеть, всю нашу помпезную компанию на выгуле. shura4Первым на лыжах утопили конечно меня!  Еще неделю потом с синяками ходил :), зато потом я всех поставил на воду, когда-то в детстве я занимался водными лыжами. Тогда встать на водные лыжи у меня не получилось, а в расслабленной обстановке, когда все в радость, получилось. Покатались просто славно. Особенно конечно же выпендривался Шура. Такое словами описать невозможно, как его на берег заводили тридцать три раза, что б он отлепился от катера поближе к нам, но Шура упорно не сдавался (или просто не понимал, что его возить уже надоело), он кривляясь и показывая нам разные фигуры высшего пилотажа с воплями и улюлюками на одной ноге уматывал еще на один круг. Лыжи сломались когда пришла пора катать Надюшку. Ну, может, и к лучшему. Не повредилась . :)))) Потом мы просто жгли горючку катаясь туда сюда по Берди. Речка непростая, с перекатами, мелями и водорослями :)))). Трудно теперь вспомнить что было после, пиво?, баня?, или еще что-то, но знаю точно, было весело. Хотя конечно вот! Потом была рыбалка!

День третий. Рыбачить мы как все «нормальные» чиста пацаны — поехали в Улюлюйск. Есть такая деревенька в глубинке Сибири. :))) Шучу, конечно, но название даже под пытками не вспомню. Сашин папа, Василий Васильевич, как самый старший и опытный товарищ возглавил нашу банду.Он больше всех настаивал на рыбной ловле, но принимал участие в непосредственной ловле только один раз. Чтобы представить как мы ловили рыбу много воображения не потребуется. Процесс выглядел так: основные действующие лица ( Сашка и я) прыгают в ледяную воду (вода причем проточная шириной от 1 до 2х метров и соответственно глубиной от 15 см до #%$. Ну, вообщем, с головой). Типа ручей — или речка, не важно,главное — и ключевое слово ЛЕДЯНАЯ. Комаров тоже никто не отменял, поэтому получили мы по полной программе. Мало того, что в первый раз я полез босиком, и еще имел неосторожность снять с себя некоторые предметы одежды. В одних плавках, облепленные комарами, по уши ныряя вводу, увязая по пояс в иле и песке, нещадно раздирая ноги о великое множество утонувших веток и сучьев, топая, улюлюкая, хлопая и всячески разводя панику мы шли около 500 метров вниз по течению, к месту где вся речка была перегорожена сетью, и куда по идее вся рыба должна была в испуге ломиться. Не тут то было!!! За 2 ( в скобкахпрописью (два)) прохода таким вот образом было отловлено 4 или 5 рыбешек, о размерах которых говорить просто стыдно, а то даже рыбаки-новички засмеют. В общем наелись. Но на этом мятежный дух Сашиного папы не иссяк, ему конечно же этого показалось мало, и опять же как «чиста пацаны» переметнулись на какое-то круглое озерцо, еще километрах в 30 от нас, где после 2х (двух) проходов с бреднем (сеть такая, растянутая между 2х (двух)палок), так вот после двух проходов осталась всего одна рыбка, но правда по цвету — золотая :).

Папа заявил что виноваты старые блудники я и Сашка, рыбу сдали знакомым в деревне на корм собакам. Попутно мы приняли участие в процессе изымания меда из ульев, еле спасшись от укусов пчел. Единственное, что утешает, поели вдоволь меда в деревеньке.

Если следовать хронологии событий, то я уже все позабыл, главное, что следующим нашим большим приключением стал мощнейший заплыв по Оби. А дело было так: В какие-то староглиняные времена Сашка в школе травил нам байки про чудо деревеньку Колпашево, мол дескать там и солнце жарче и водка крепче, и люди там добрые и не навязчивые все… Короче, запала мне в душу та самая деревенька, вот и тогда, когда Василий Васильевич спросил: «а не хотим ли мы в Колпашево сплавать» мы конечно же хором сказали что хотим!!! И мы поплыли. Точнее пошли. Отходу предшествовали небольшие сборы , когда буквально в течении полутора суток мы успели прибрать, завести и заправить катер (уже другой, побольше), купить еду, заехать во все места, куда просто необходимо было заехать (мест было много, и все они были, как ни странно, далеко друг от друга). А первая же проверка судоходности катера плавно перетекла в отплытие, и на мой вопрос: «А что? Мы уже плывем?», Сашка очень мило улыбаясь ответил: «КанЭчна!». Такого я совсем не ожидал. Сам катер из себя представляет лодку, размером чуть больше средней иномарки (это в длину) и метра 2,5 в ширину. По центру возвышается каюта на 2 спальных места, она же и рубка. Поплыли мы вчетвером естественно. Ну мы с Сашкой и наши вторые половины, Юлька и Надюшка.

Теперь просто необходимо дать техническое описание устройства катера. Машинное отделение катера находилось на корме, что само по себе и не ново. В качестве движительного элемента был установлен двигатель от трактора «Беларусь», старый такой дизельный трясунчик. Он же громко фонил и иногда жутко перегревался. К недостаткам этого агрегата можно отнести его исключительную прожорливость (около литра на километр), шумность работы, способ крепежа ( об этом потом) и самое главное способ заводки. Заводилось это чудо, только с помощью небольшого продолговатого предмета. В принципе не важно, что это было, лишь бы оно влезало в зубцы маховика, поскольку бендикс (это другие зубчики от стартера) не входил в зубцы маховика: выражаясь простым языком, для того чтоб завести катер, приходилось кому-то одному периодически давить в рубке на кнопицу стартера, а второму лежать на корме и подкручивать маховик до тех пор, пока не заведется. Иногда эта процедура занимала до 15 минут (особенно поначалу). А вот к чему я это все, поймете позже :))) Ну да ладно, день отбытия нас особо сильно не напряг. Всего-то пару раз закипели. Отплыв на 15 километров от Новосибирска, мы пристали к необитаемому, как нам показалось, берегу. Такой пьянки я на своем веку вроде даже и не помню. Эта тоже плохо запомнилась, к моему стыду, упились все. Включая и наших половин. Хорошо еще палатки успели заранее поставить. Поутру нас правда ждала еще одна неожиданность. На песочке обнаружились тысячи двухвосток. Мерзкие твари!!! Они ползали по нам, пока мы спали, и даже умудрились заползти в спальники. А там они были какие-то ненормально крупные, сантиметров от 3 до 5ти!!!shura5 Перед тем, как сложить палатку, я изгнал всех двухвосток, а вот Сашка решил от них не избавляться, чем сильно напряг Юльку, ведь он свернул палатку вместе с десятком этих тварей. Так прошла первая наша ночевка на открытом воздухе. Долго ли, коротко ли, наскоро позавтракав мы забрались обратно в катер и поплыли, как и полагается куда глаза глядят, то есть вниз по течению.

Дальше пойдет рассказ о потерях, понесенных нами. Счет потерь открыли мои новые тапочки, которые я по неопытности оставил на носу нашего катера.   Отвлекся я всего-то на пару минут, а тапок нет.  Точнее одного тапка. Толи его ветром сдуло, толи волной смыло, но остался один тапок :(((( пришлось и второй потом в плавание отправить. Может к кому-то они и приплыли… Но вернусь к плавному пересказу событий того времени. Сашка спать отвалился по причине нестояния, а я за «штурвалом» сидел. Пара мелей — ерунда, цапли по берегам стоят, чайки летают, лепота!!! Приперло только вот ближе к обеду Саньке искупаться, а чтоб жизнь была полной и красивой, пристали мы да на берег, да со всего размаху. Лихо взяв крутой крен, с разгону въехали на берег. Искупался добрый молодец, давай, значится, плыть дальше, а отчалить не можем 🙂 Катер к грунту присосало. Стали мы, значит, задний ход включать, и руль вертеть, чтоб водометной-то водой под нами ил размыть, да не тут-то было. Кто ж знал, точнее никто нас не предупредил, что при заднем ходе нельзя рулем-то (килевым) ворочать, вот килевой руль от тяг у нас и оторвался. А что такое, катер да без руля ? Ванна! С двигателем. Хошь — не хошь, снова полезли в воду, смотреть как там руль наш поживает, а он и не поживает вовсе, висит себе на парочке болтов, и хорошо висит!!!! Ничем не управляется, и ни к чему управляющему не крепится по причине поломки сварной детали. Пришлось его веревочкой привязать. Так и пошли, плавает — сами знаете что. Правда все наши приключения на этом не закончились. Я бы даже сказал, только начались.

То что руль каждый день по пять раз отвязывался — не страшно, а вот то, что привязывать его пару раз на открытой воде приходилось — сущая правда. Ощущения трудно словами передать. Прыгаешь в воду, волны по полметра. Залезаешь под корму, и начинаешь на плаву руль к тягам веревкой привязывать, а тут волна подойдет, как на ней подпрыгнешь, да головой о фальшкорму сверху, БРЯЦ!, волна ушла, вроде хорошо, спокойно, ан нет, катер с той волны тоже вниз ныряет, и второй раз по голове БАЦ! Глядь, а там уже следующая волна чешет. А для тех кто на палубе сидит, только и слышно,БАЦ,БРЯЦ,БАЦ,БРЯЦ, мать-мать-мать-БРЯЦ!

Вот представьте себе, что вы проводите время на реке. Ну разьве вам не захочется вспомнить древнее искусство рыбалки? Вот и я собрался рыбки половить. Червяков нет — не беда, на хлеб ловить будем… Заглушил я катер, самотеком с течением ползем вдоль берега. Течение шустрое, несет быстро. Плывем метрах в полутора от берега, тишина. Все мощно наблюдают за поплавком. Благодать. Кто рыбу ловил, тот знает. Вода плещется, коряги плавают… ВДРУГ как дернет! Только не поплавок, а катер. Заскрежетало что-то, звук такой противный, что чуть в воду не попадали все :). Оказалось, торчало с берега дерево поваленное, никого не трогало, и тут мы плывем. В аккурат то дерево в наше окно боковое и вошло. Так мы без окна дальше и плыли… А перед тем как окно выдавить — мы случайно весло утопили, которое по всем канонам полое и по идее плавать должно. Но не всплыло и мы с ним простились. После такой рыбалки 🙁 нам уж не до рыбы было, завелись мы и дальше пошли. А бревно, что окно нам выдавило, мы потом на дрова пустили :).

Яростно трындит на корме движок, поглощает топливо. Пришло время заправляться. Вот незадача, ни одной деревни вблизи, сами даже не знаем где находимся. Хоть бы РТ (речной теплоход, который баржи толкает) где стоял, мы б у него слили. Нам чего, много не надо, литров 200 как раз в бак и входит. Идём, по сторонам глазеем, а впереди притаилась мель. Не заметили мы ее и сели. Да так сели, что метров 50 пропахали почти прям на брюхе, надеясь, что она скоро закончится. Ведь до конца чуть-чуть недоехали, всего-то метров 70 осталось :). Спрыгнули мы с катера, а воды — по щиколотку, нормальная осадка катера 40см. Что делать? По течению толкать — там еще мельче, против течения — ближе, но все ж против течения. Решили все же против течения толкать. Завели движок, что б помогал, только не подумав завели, за что и поплатились. Конструкция катера водомётная. Под днищем установлены водозаборники, которые в трубу с винтом воду поставляют, и винт получается от соприкосновения с дном защищен. А  на мели всосала турбина камешек, весом на пару килограмм, и тут же двигатель заглох. С мели мы часа через полтора слезли. А камешек нам тот с рук не сошел, вибрация такая пошла, что просто сидеть было невозможно, а всякая утварь по полу туда — сюда ездила. Час мы это терпели, потом все же решили разобрать турбину и поменять лопасти (ну типа винт поменять).

Пристали к берегу, катер как могли с разбегу на берег выкинули, но вся турбина под водой как была,так и осталась. Странно все это, но нам перед отплытием объяснили три вещи: как воздух выдувать из топливной системы, как от закипания избавиться и как турбину снимать. Закипали мы в первый же день. Вот теперь пришла пора турбину снимать. Час возни и она беззащитная, тяжелая железка — лежит на линии прибоя. А рядом, недвижимый катер стоит. И тут, вдруг мимо нас проходит РТ с баржой. Да не просто проходит, а баржу на фарватере оставил, а сам к берегу пристал, только по законам Мерфи — к противоположному. Напомню наше трепетное отношение к РТ. Горючки совсем почти не осталось, ну литров 40-50. Не больше. Сожгли мы к тому времени уже 250 доливая из канистр. А всего полпути прошли… Делать нечего, пока турбину не соберем — до РТ не добраться. Вечерело. Собирали в спешке, как и полагается с первого раза с первой же заводки турбину переклинило. Из двух запасных винтов мы поставили тот, который был чуть побольше, а зря… Пришлось заново разбирать, да заново собирать. А РАБОТАЛИ ПОД ГРОЗОЙ. Жутчайшая гроза с холодным дождем разразилась прям как только мы к берегу пристали. Но кстати и прошла, сразу же как починили все. Но наш дух сломить нельзя! Починили, запрыгнули на катер и к РТшке почесали. Пришвартовались кое как, со всего размаху, так что грохот в соседней деревне наверное слышали. Вылез откуда-то из недр РТшки мужик такой непонятный. Мы ему : «Типа солярки давай!», а он — говорит, без командира не дам, а капитан на берегу рыбу ловит, часа через 2 будет. Смеркалось уже, я бы даже сказал, что стемнело. Если 2 часа ждать, то совсем ничего не видно будет, а нам еще пристать на ночлег куда-то надо… Просим мужика, чтоб хоть пару канистр налил, а тот ни в какую, говорит, мол, плывите до речного погрузочного крана, который за поворотом работает, типа их команда там в прошлом сезоне 2 тонны сливала.

Ну как такое дело упустить, отвязали катер и помчались за поворот. Первый поворот, второй поворот, третий поворот реки — нет крана. Обратно вернуться горючки уже всё, не хватит… Делать нечего, надо вперед плыть. Темень такая, что контуры реки едва различимы. Минут через 15 кран показался, да и то не кран, а две лампочки от него. Ох как мы обрадовались, как нелепо полагали, что все наши проблемы решены!!!  Не знали мы еще тогда чем все это кончится. Да я события опережаю…

Закон Бернулли.

Для стабильно текущего потока (газа или жидкости) сумма давления, кинетической энергии на единицу объема и потенциальной энергии на единицу объема является постоянной в любой точке потока. Пользуясь этим соотношением, которое было сформулировано Даниэлем БЕРНУЛЛИ, можно определять скорость жидкости путем измерения ее давления в двух точках.

Иначе, чем тоньше труба, тем скорость потока выше. Представьте себе такую схему: у берега пришвартована баржа, ну как обычно длинная такая, к ней в середине пришвартован прямоугольный кран, в длину соответственно много меньший нежели баржа, к крану пришвартована еще одна баржа, такая же как и первая.  В итоге  мы не нашли ничего лучше, как  направить катер  к центру всей этой конструкции — к крану.  И вот мы попадаем в этот узенький проливчик между двумя баржами и что видим? Правильно! Многие догадливые люди скажут — КРАН. Физика? Не, не знаем!!! По законам физики, течение между баржами сильно быстрее… А впереди, напомню, только кран…  Вот в него мы и врезались, правда боком. Успели таки осознать беду и хоть чуть-чуть нос катера отвернуть.  Дальше все как полагается. Грохот нашего столкновения, мат-перемат,  сонная рожа пьяного крановщика и т. д. Хотя крановщик вежливо так спросил, а че надо то? Ну мы ему, как чего, солярки…  А он нам, да мы таких и словей-то не знаем, и вообще плывите отседа и все такое… Сами типа бедные. Полчаса мы с ним препирались, потом решили  с краном не связываться, а подойти к пришвартованной барже.

Стали отчаливать и столкнулись с такой проблемой. Мы боком сильным течением прижаты к крану, впереди баржа и сзади, как ни странно, тоже баржа.  Заведя двигатель нам радиуса поворота при сильном боковом течении не хватает чтоб выйти из этого тупичка. Стали смотреть, озираться. Нашли выход! От крана к носу баржи тянулся трос, проходил он у нас над головой наискосок. Если вдвоем подналечь, то стоя на носу нашего катера, катер можно поставить носом против течения и тогда уже один человек сможет его удерживать (если отклонения небольшие). Так и сделали. Но помните, как мы катер заводим? Не с первого раза и по 15 минут. А я стою, на носу держу катер из последних сил, Сашка крутит маховик. На кнопку кому давить? Правильно!!! Девчонкам! Посадили Юльку за штурвал. Сказали дави на кнопку когда скажем. Газ на полную, чтоб против этакого течения вылезти. А я все стою на носу, катер держу…  Бац! Завелись!!!! И тронулись, руки у меня сразу же с троса сорвало, начинаем потихоньку перебарывать течение и выходить из этого капкана, но коварство движения в бурном потоке — надо быстро парировать отклонения катера. Дальше как в замедленном сне. Катер слегка начинает заваливаться к стенке баржи, и тут, Юлька перепутала лево и право. Она на весь ход руля довернула катер на баржу, вместо того, чтоб исправить курс… Газ максимальный! катер разворачивает практически на месте, я стою один на ровной палубе на носу! Катер резко набирает скорость, борт баржи! БАБАХ!!!!! Я нахожу себя сидящем на палубе, вцепившись в боковые растяжки, момент удара помню слабо. Наверное глаза закрыл. В голове мельком пролетела мысль, что падать под грузовой кран и проплывать его снизу не очень приятно, сзади что-то мычит Шура, он, хоть и лежал на корме заводя двигатель, чуть внутрь машинного отделения не упал на горячий двигатель. В каюте мертвая тишина, девчонки просто перепуганы… С баржи красивой волной начинает сползать в нашу сторону небольшая волна щебня.

На барже — небольшая царапина, у нас — смятый нос катера. Движка не слышно. Он заглох. В ушах звенит. Состояние шоковое… На шум прибежал весь персонал крана. Три мужика одетые кто во что… начинают на нас орать. Мы тоже… Успокаиваемся. Мужики спрашивают, какого хрена мы вообще к ним докопались, ведь пока мы стоим под краном разгрузки щебня быть не может, нас по ватерлинию щебнем завалят, сверху причем. Мы робко оправдываемся, говорим, что не знали и не хотели, что просто соляры хотели купить… И как одно слово меняет ход всей истории…  Мужики сразу осеклись. Что ж вы не сказали, что хотите КУПИТЬ!!! Они подумали, что мы на халяву просим (как все, впрочем на реке)… Сколько надо, не вопрос!!! Параллельно с этим разговором мы оцениваем повреждения. Серьезно пострадал только карданный вал (палка, которая лопасти винта с мотором соединяет). Он просто сломался. Ну точнее, как потом, присмотревшись увидели, он разобрался на две части. Как совсем позже оказалось, у нас от удара, под воздействием силы инерции, двигатель, стоящий на 4х П-образных ножках, просто уехал  вперед на 7 сантиметров. Уехал бы и дальше, только вот в переднюю стенку моторного отсека уперся. Чтоб уплыть оттуда — надо карданный вал собрать. Сашка стал собирать, а я бегал с канистрами, сливал солярку и заливал в бак. О цене с мужиками договорились без базара. Там люди простые. Слили. Починили. Стали повторять эксперимент с отплытием, со второго раза получилось. А ночь уже глубокая была. Часа 3 ночи было точно. Встали на стоянку в километре от крана просто уткнувшись в берег и проспали до обеда почти.

Ну что ж. Идем дальше, без руля почти, с офигевшим движком, без стекла, весла и с течью. Течь открылась после тарана баржи и набирали мы около ванны воды за сутки.

Стали мы определяться как далеко заплыли…  Захотелось конца уже… Но это была только середина пути!  Об этом мы, правда, узнали позже. Сашка как-то плавал уже этой дорогой, но на скоростной моторке и успел за 4 дня. Так вот Сашка сказал, что  серединой дороги является мост на Томск. А поскольку из 4х дней пути, он большую часть проспал, то при определении нашего местоположения возник вопрос, а мост-то мы проплыли? Я моста не помнил. Но судя по времени, проплыть мы его должны были уж пару дней назад.

Пристали мы к берегу, к рыбакам и давай, их спрашивать, а где Томск и как далеко мы от него уплыли. А рыбаки тоже не промах оказались, то есть явно с бодуна. Сказали, что Томск мы проплыли видать в темноте, и уплыли мы от него уже километров на 100 и вообще, мол чего вы тут рыбу пугаете. Язык, он точно до Киева доведет… Ну завелись мы, поплыли дальше, в полной уверенности, что Томск остался позади. Надо бы тут сказать еще о лоциях, которые мы с собой захватили. Лоция — это хитрючая такая карта русла реки с указанием километража, фарватеров, поворотов, створов для поворота барж и т.д. Причем карта эта еще и привязана к знакам всяким, которые вдоль берега стоят. Беда только в том, что у нас были 2 лоции по несколько -дцать листов в каждой, и эти лоции как раз не пересекались. Да и выпуска они были года эдак 70-80-ого. А русло реки меняется  полностью за 2-3 года 🙂

В общем, еще сутки фактически мы плыли, пока не нашли себя на лоции. До Томска мы оказывается тогда так и не доплыли, ни у рыбаков, ни к тому моменту когда нашлись. Тут-то мы и поняли как медленно мы идем, и то, что еда, которую мы с собой взяли на 5 дней, почему-то кончилась. Стали мы искать деревни по берегам Оби, и нашли. Одну из трех, указанных в наших лоциях.

shura1Пришвартовались как обычно, брюхом на берег, и пошли мы с Надюшей за едой-провизией, пивом и сигаретами.  Нашли мы не самое удачное место. Во первых, место где мы причалили было тусовочным для местной молодежи, во вторых  до ближайшего магазина, как оказалось, было не меньше 4 км под моросящим дождиком. Но расстояние мы узнали, когда туда пришли 🙂 Единственный магазин похоже был на  сотню километров в округе. Что, кстати, в магазине удивило, так это наличие  Кока-Колы и пива из Москвы и Питера (и Клинское, и Балтика), правда цены на него, я думаю, для  деревенских — заоблачные (хотя и ниже московских немного). Успешно закупившись консервами, хлебом, сигаретами притопали назад. Молодежь на берегу увидев блок сигарет Петра, сразу почтительно замолчала. Заносчивость как рукой сняло, тут же выстроилась очередь стреляльшиков покурить, на что им было отдано почти вся пачка Петра.

Дальше по ходу движения  до Колпашева с нами ничего особенного не случилось. Ну руль отрывался через каждые  два часа, к этому мы привыкли, ну баржа нас чуть не переехала (переплыла), но живы-то остались :)))) Однако, с удалением на север на 500 км, климат заметно похолоднее стал и время там нас удивило. Оказывается, Томск находится в другой временной зоне и разница с Москвой не 3, а уже 4 часа. Мы как-то про это и не думали, приплыли мы в Копашево часам к 11 вечера, а фактически в полночь.

Теперь о легальности. Катер у нас был без каких-либо опознавательных  знаков, что по сути запрещено (ну аналогично машине без номера на улицах города).  Ну в общем опасения наши вам понятны, ну мало ли патруль какой,или речнадзор… Права на управление катером правда у Сашки были, и была от руки написанная доверенность на катер (нами же самими :). так вот не нашли мы ничего лучше,чем пристать в Колпашево в метре от патрульного катера. Красивого такого, и на борту «Патруль» написано.  Ну не было мест других нигде.  Цель мы вроде бы достигли. В баке литров 20 соляры еще плескалось. Прибыли.  Это я так думал 🙂 Пошли мы на берег, к дяде Игорю, к которому в гости мы все и ехали. А девчонок на катере оставили,  что б караулили.  Колпашево — село полугородского типа. Асфальт есть, а дома все деревянные, избы в основном. Правда есть и многоэтажные дома.  Что меня удивило сразу же, это наличие нетрезвой публики на улицах. Т.е. из тех, кого мы видели, ВСЕ немного шатались и иногда пели песни. Я так у Сашки и спросил, чего это они? А он сказал, что тут все такие…

Пришли мы к дяде Игорю, а дома никого нет. Соседка правда выглянув на наши громкие стуки и охи сказала, что дядя Игорь на рыбалку ушел (на несколько дней), а жена дяди Игоря на дачу уехала, должна вернуться через час. Делать нечего, час надо ждать где-то. А где мужики обычно могут час провести? Ну кто еще не догадался? Правильно! В пивной 🙂 Недалеко (кстати у забора колпашевской военной части) нашлась и пивная. Томское темное мы пили. Сильное пиво! Если туда еще раз поеду, обязательно попробую еще раз. Очень уж оно мне понравилось. Взяли мы по кружечке, лещика взяли и сели ожидать. Глядя на радарные установки колпашевского ОКИКа. А Сашка тем временем истории всякие рассказывал. Военная часть в Колпашево — это один из комплексов для проведения работ с космическими аппаратами. Но кроме плановых работ, они еще перехватывают телевизионные программы и радиостанции со спутников и транслируют их в эфир. Таким образом в Колпашево играет и москоское радио и показываются чуть ли не 30 телеканалов. Вот так-то глубинка живет. Но прошло всего полчаса, а пиво кончилось. Пришлось взять еще по кружечке и еще рыбки. Допили, доели и пошли к дяде Игорю.

Поговорили с гостеприимной хозяйкой, она нас все на ночь оставить хотела, но куда мы, нас же четверо…Показала нам карту, на которой дядя Игорь отметил куда рыбачить пошел. Сашка место вроде запомнил.  Сказала еще, что дядя Игорь собирался на следующий день назад возвращаться, рыбу сдать, продуктов взять… Но мы ждать решительно отказывались. Сашка твердо решил достичь стоянки дяди Игоря в тот же день.  Через 20 минут (томское пиво убойное блин) мы качающейся походкой, помните, там все так ходят :)))) подходили к катеру. Девчонки нас чуть не порвали. Стемнело ведь уже. Им страшно было.  Около часа — двух ночи, и патрульный катер рядом. Туда правда так никто и не пришел. В полной темноте отчалили и поплыли к дяде Игорю.

Темень кромешная, не видно НИЧЕГО… Раньше, во времена зажиточного социализма фарватеры снабжали буйками с лампочками, а по нынешним временам, только буйки и остались, все батареи из них рыбаки повыдергивали, вот и плывешь  до характерного звука :))) Бумс! Буй был 🙂 А плыть 20 километров, да уже не по Оби, а в приток-отток зашли, в речку Кеть. А там где реки раздваиваются обычно мели бывают, никогда не слышали? Теперь знайте! Мы тоже не знали :))) Мы в полной темноте опять на мель сели. Правда быстро слезли, но охлаждающую систему опять песком забили.  В общем не впервой 🙂 Быстро продули, в Кеть завернули, дальше пошли тихим сапом. Через 2 километра справа на берегу шпальный завод вырисовался. А рядом с этим заводом, на форватере, да еще на берегу реки — была стоянка барж. Стояли они стянутые бортами по 2 штуки по три в ряд и в длину — ну много их было. И то ли волны, то ли ветер :))) — двигатель кашлянул и заглох. Кругом одни баржи. Течение более шустрое чем в Оби, не видно ничего, только контуры барж и как я мельком заметил краны на правой стороне, нас куда то несет, с высокой вероятностью в баржу, и тут как назло еще и руль оторвался. Я принимаю экстренное решение, кричу Сашке, хватай весло, гребем к берегу, как можно быстрее!!! Сашка с одним веслом как индеец бегает с борта на борт, пытается грести — ничего не получается. Надо грести вторым веслом, но весла-то нет, мы ж его утопили…

Я хватаю лопату и так мы вдвоем, веслом и лопатой, лавируя по течению между барж достигаем берега. Уффффф….. Даааа…. Накал страстей еще тот.  Понимаем, что солярка кончилась. Делать нечего. Решили ждать утра,чтобы  на «веслах» перебраться на тот берег, там у кранов слить соляры, и успеть к дяде Игорю, пока он не снялся со стоянки.

Сашка поднял меня в 7 утра. Решили сначала попробовать завести движок, ведь если на веслах грести, да с течением больше 5км в час, нас от этих кранов на той стороне унесет не меньше чем на пару километров, да еще и баржи эти фиговы… Вот тут то и пригодилось третье умение — продувать форсунки :)) Не зря нам это объясняли в самом начале нашего путешествия. Продули форсунки, и катер завелся!!!!!!  Сашка дает задний ход, мы отплываем от берега, видимо на дне бака еще что-то было, течением разворачиваемся, и тут вспоминаем, что руль-то мы так и не привязали…

Я бегу на корму. Падаю на фальшпопу катера, запускаю руку в пенящуюся воду выплевываемую турбиной, ловлю руками киль и начинаю подруливать вручную. Одна беда, лежа на корме, я совсем не вижу куда плывет катер… А кругом опять же те самые баржи. Сашка начинает махать руками, правее, левее, правее… и так далее. За пару минут мы все же перебрались на другой берег. Девчонки, даже не проснулись до швартовки и не поняли, как мы очутились на другом берегу 🙂 Но на этом наши приключения опять же не кончились.

Страшный удар хватил нас, когда мы подошли к кранам. Все несколько десятков металлических конструкций были нам абсолютно бесполезны. Все краны были ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ! А на наших глазах от берега отошла баржа, она была явно дизельная и последняя у причала с РТшкой. Вот так. Нет солярки. В гаражах был грейдер, но там оказывается кончилась соляра еще вчера.

Тут на наше счастье, где-то за бугром заработал трактор. А что трактор? Такой же соляроед как и наш катер 🙂 Через полчаса уговоров, он нам продал канистру солярки по совсем не сходной цене… Быстро залили бак, надо спешить… Дядя Игорь про нас-то ничего не знает… И только мы отплыли,  как на нас из-за поворота выплывает его катер. Мы и руками махали, и прыгали и бегали по палубе. Он нас заметил.

Лихо соеденив два катера, подплыли  вместе к берегу. Радости и нашей и дяди Игоря не было предела. Нас быстро накормили, напоили. Мы на радостях перенесли всю нашу еду к ним на катер. И решили так. Дядя Игорь идет в Колпашево сдать рыбу и купить баллон газа для плитки. Мы  чешем на стоянку, и ждем его там. Он приплывают в шесть вечера, и мы начинаем пьянку. Все. Разошлись.

Стоянку мы нашли быстро, и остановились на противоположном берегу, чтоб нас собака не покусала, которая на стоянке вещи сторожила. Весь день впереди.  К обеду стало немного голодно, но ведь вечером приплывет дядя Игорь, а голодать — нам не привыкать 🙂 Сидим, ждем.  Комаров — просто прорва, все равно сидим-ждем. От нечего делать решили наловить рыбы. Накопали червей. Наконец-то мы их нашли, а то на протяжении 600 километров по реке их нигде не было. Стали ловить рыбу. Как раз начался вечерний клев. Рыбы поймали почти целое ведро. Дяди Игоря нет.  Уж 7 часов минуло, нет никого. И восемь пролетело, никого. Так до 11 никто и не приплыл. А кушать хочется. Ну что делают туристы, когда есть рыба? Уху варят. А в чем? А не в чем :((( Кастрюлю мы отдали дяде Игорю.

Стали жарить рыбу на углях, как шашлык.  Очень кстати недурно получилось, мы эту рыбу еще остатками майонеза намазали, отличная еда! А девчонки отказались. Они видите ли рыбу не едят. Нам с Сашкой больше досталось 🙂 На следующий день мы проснулись около 2х дня. Дяди Игоря нет. Кушать хочется очень, рыбы нет, и не ловится. Все что мы смогли найти в катере — это рис, а в трюме вдруг нашелся чан.Чтож мы его раньше не нашли… И стали мы варить рис. Молока конечно же не было, зато нашли еще банку детской смеси молочной.  Так и сварили. Без сахара, на воде, доливая эту молочную гадость с непонятным вкусом. Как сварили, так и получилось. Есть ЭТО никто не хотел, не смотря на голод. Но на приготовление этой чудо каши мы потратили почти 4 часа и тут к нам причалил дядя Игорь.

Ко всему вышеизложенному нужно добавить еще тот факт, что как бы хорошо ты не отдыхал, но план есть план. И если мы планировали дойти до Колпашево за 4-5 дней, то реально получилось уже почти 8. Причины моего беспокойства в принципе были понятны. У нас с Надюшей были куплены билеты на самолет в Минводы, где мы собирались провести еще некоторое время на взрастившем меня дельтадроме Юца. До часа Х оставалась ночь, день,ночь и полдня. Чуть меньше двух суток и 700 км дороги. Но боже мой, сколько можно и нужно всего успеть сделать за столь короткое время.

С прибытием дяди Игоря, хоть и поздним, но как и обещалось, намечалась пьянка. Но перед тем как сесть за стол, дядя Игорь дал команду — забросить перемёт.  Итак включаем воображение. Перемёт сам по себе представляет  снасть для ловли донной рыбы. Это крепкая веревка, одним концом привязанная к берегу, другим к тяжелому камню. Камень на катере отвозится как можно дальше от берега и забрасывается в воду. Потом на лодке, идя от берега и перебирая руками по веревке, рыбак доплывает до середины перемёта и привязывает через некоторое расстояние отрезки лески с 10 крючками на каждой. На каждый крючок насаживается червяк, получается около 15 хвостов по 10 крючков… Ну сосчитали уже наверное. 150 червяков на один перемёт. На установку перемёта ушло порядка 3 часов.  Поставив снасть, а прошлая оторвалась и утекла куда-то, начали пьянку.

Впервые в жизни тогда я ел соленую лосятину. Вкусно, но соленая она и взаправду сильно. Однако двухдневный голод не отступал. Кроме этого дядя Игорь пил за троих. Каждый тост он наливал по полному стакану самогона (того самого) и не спеша, маленькими глоточками его выпивал. За один присест. Силён. Мы с Сашкой глупо смотрели как уменьшается уровень бутыли и тихонько восхищались такому подходу к этому делу. А поскольку еды уже совсем не осталось, пришла идея проверить перемёт.

Вновь взгромоздясь на лодку, мы поплыли  проверять что там попалось. С первых двух лесок сняли 5 стерлядок, тем и удовлетворились. Тут-то Саня меня и спросил. Не хочу ли я отведать местное, фирменное блюдо под названием «чушь». А че ? Я запросто. А чушь — это сырая стерлядь порезанная  ломтиками и слегка подсоленная для аппетита. Вы ужаснетесь…как можно есть сырую рыбу…  Можно! И очень вкусно! (* когда я писал эти строки в 99ом году, я и представить не мог, что сырая рыба будет подаваться в суши на каждом углу, тогда сей факт казался чем-то из ряда вон выходящим.) Девчонки как ни странно рыбу есть опять не стали.

Утром встали с похмельем и осознанием того, что нам надо встречаться у Колпашева с Сашкиным папой. Согласно уговору он должен был приехать туда на УАЗике и мы должны были поменяться нашими транспортами. Отец к дяде Игорю на рыбалку, мы на УАЗике домой в Нск. Только Сашка забыл на каком берегу мы договорились встретиться, и самое главное забыл во сколько. Очень в духе Сашки.

Поплыли мы к переправе где-то к обеду. Еле — еле добрались. Против течения наш катер  грести отказывался. Но часам к 2 дня, еле пробив течения и обойдя ту самую мель, где мы засели ночью, мы дошли до переправы. Дорога из Новосиба  приходит по левому берегу Оби. Колпашево же на правом берегу. Для удобства перемещения транспорта был придуман паром, который ходил раз в час, перевозя туда сюда авто и их владельцев. Соответственно пропустить машину, стоящую в очереди на паром невозможно. Если ты сидишь на правильном берегу. Но к моменту нашего прибытия у нас опять кончилась солярка. И опять захотелось есть, с утра мы как-то не позавтракали.

Мы пристали к пустынному левому берегу почти с пустым баком. Два часа ожидания стали действовать на нервы,тем более, что на другом берегу периодически появлялись  всякие уазики, в каждом из которых нам мерещился Сашкин отец. Нетерпение и голод взяли своё, и мы побежали просить у КАМАЗов солярки. Водитель первого же КАМАЗа оказался родом из Искитима, который чуть ли не лично знал мастера, который сделал этот катер, он узнал наш катер и налил нам 40 литров вообще за бесценок. Вот. Мир тесен. Особенно в Сибири. На том мы и отправились на другой берег. Опять сели на мель :)))) Ну сколько же можно ???? Опять продули систему охлаждения, пристали к берегу, пошли за едой. С голодухи накупили сосисок, воды, на трое суток, не меньше. И тут на другом берегу появился ну точно наш УАЗик! Галопом прыгаем в катер, несемся на тот берег. Руль опять оторвало, но доплыли. Оказался не он :(.

Прошел еще час напряженного ожидания, и папа доехал! Мы наперебой рассказывали, что сталось с бедным катером, и как им теперь надо управлять. Рассказали и про баржу, и про кран и солярку, про непотопляемое весло, и как нам выдавило стекло, и про все, что можно рассказать за полчаса, а папа только хмыкал не веря ушам 🙂 Уж больно много разных событий уложилось в столь непродолжительное время.

Но время есть время, до самолета оставалось уже меньше суток. Мы пересели на УАЗик и поехали в Новосибирск. Ехали всю ночь. Всю дорогу я честно проспал валяясь в кузове. Однако приключения не покинули нас и и на этот раз. Под утро в машине начался пожар в проводке. Пришлось срочно останавливаться и разбираться. До Новосиба оставалось еще километров 150 и я уже практически слышал как прогревает турбины наш самолет… Оставив только самый минимум проводов, собственно  Сашка повыдергивал все, до чего доставали руки под торпедой, мы поехали дальше. Остановились в Новосибе на  пару часов, перевести дух, попить чаю, в очередной раз припомнив некоторые эпизоды нашего путешествия! Мы успели! Это было самое бесшабашное, авантюрное и абсолютно непредсказуемое приключение! Мы сделали это! Наше путешествие по Оби длилось целых 8 дней и одну ночь. Жалко, что тогда у меня была пленка только на 12 фоток, не все получились, зато какая цена этих фотографий!!! Сколько воспоминаний!!!

shura6shura8Сашка привез нас в аэропорт. Мы душевно попрощались. Самыми последними влезли в самолет и отправились на жаркий Кавказ, унося на коже сероватый северный загар, а в душе сибирское лето и стойкое  желание еще раз туда вернуться.

PS. Катер привезли назад на барже. Как потом выяснилось, до Колпашево мы дошли только на 2х цилиндрах и на перевернутом винте, от этого и расход топлива был таким большим. Катер так и не починили, долгое время он стоял у Сашки во дворе, а совсем недавно был сдан в металлолом. Жаль, конечно, но жизнь продолжается… 🙂

Нашей дружбе посвящается.  Москва 1999г. ( с правками 2015г.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *